Snowy digression
Началось всё в 2001-ом, когда в сети объявилась бесплатная игра с тем самым заголовком. Это было пузатая пиар-кампания некой FLOW Snowboards, влюбленной в горнолыжный спорт и деньги достаточно сильно, чтобы заняться производством надлежащего оборудования. Реклама выстрелила: халяву скачали более полумиллиона раз, что позднее и послужило доводом в пользу превращения забавной безделушки в серьёзный коммерческий проект. «Забавная» потому, что там зелёный марсианин искал сбитую летающую тарелку, скатываясь на доске с горы, склоны которой генерировались случайно. «Серьёзный» же потому, что от иноземной формы жизни избавились и даже постарались соорудить единственный в своём роде симулятор.
Так получилась первая в числе платных игра австрийцев из Bongfish – Stoked Rider Big Mountain Snowboarding. Чего уж лукавить, на фоне чистокровных аркад вроде Championship Snowboarding 2004 или Supreme Snowboarding она и вправду походила на симулятор, хотя, ясное дело, ничему там научиться нельзя. Но суровость её заключалась в том, что эффектным телодвижениям было уделено далеко не первое внимание. Вся соль – в грамотном отношении к трассе, в поиске идеальной траектории и балансировке доски. Удержаться на своих двоих непросто, и финишная черта традиционно вызывает бурю восторга и гордости за свои навыки.
Но жизнь возмутилась и выкатила свою правду – пародия на достоверность умиляет редко, а в данном случае тоска прибегает уж очень быстро. Значит, игра не выстрелила. Bongfish тем не менее продолжила гнуть палку, причём настолько упрямо и бессовестно, что под эгидой новой обложки в том же 2006 году на прилавок легла та же самая игра, все нововведения которой можно запросто уложить в хлипенький аддон. Зато именно её приспособила к нашему рынку отчаянная Бука, а также на праздник решил вернуться тот пришелец, возжелавший, что называется, повторить. Напрасные потуги Stoked Rider: Alaska Alien, судя по всему, кое-как окупились, раз уж спустя четыре года на свет рождается просто Stoked для Xbox 360, а через годик и, наконец, её переиздание для PC - Stoked: Big Air Edition.
Am I supposed to be stoked?
Важное предупреждение: ниже текстом речь не в первый раз пойдёт о том, что в Россию официально не завозили и завозить, похоже, не собираются, а значит, русского языка в игре нет. Есть только английский, и худая статистика говорит, что именно об этот факт большинство и спотыкается. Печально, конечно: пациент в пределах нашей родины обречён на безвестность; найти хоть еле ощутимую массу поклонников не удалось, но мы всё же решили его испытать.
Первое, что, относительно истории, бросается в глаза, - это, простите, поза игры. Да, суровые законы индустрии, падкие на примитивизм, нагнули и Bongfish. К тому, что всё чаще и чаще всякое развлечение требует лишь пару жестов рук при минимальном участии мозга, всё никак не привыкаешь. Нет, Stoked не ошарашивает с порога, как можно было подумать, но собственные принципы в пользу сами понимаете чего она перекроила. Отныне нет места балансировке доски, нет зловещей полоски, предупреждающей о превышении скорости и, соответственно, риске падения, нет вероятности утонуть в снегу и нет, в конце концов, снежной лавины, которая некогда на всю мощь загружала видеокарты при использовании хвалёной технологии AGEIA PhysX.
Однако кое-что сохранилось. Понятное дело, что игра, в целом, уже категорически не та: из названия - если говорить о консольной версии - убрали ненужные лексемы, так что впору полагать, что это очередной перезапуск, такой нынче фешенебельный, что хоть головой бейся. Что касается наследия, так это я о физике – она по-прежнему не поддаётся с налёту, по-прежнему непростая в знакомстве и требует часа-другого для адаптации. Хорошо это или плохо, понимаешь после затяжного вечера, который оказался таким из-за крайне напряжённых конфликтов с клавиатурой. Не потому что столько необходимо для привыкания, а потому что в то же время суток того же дня осознаешь проблему, с которой придётся мириться очень и очень долго.
It seems that I’m not
Разбавлю интригу ломтиком невзыскательности и для кого-то, может, даже счастья. Говоря грубо, перед нами нечто вроде песочницы, почти как открытая ролевая игра, где весь мир тотчас же зияет бескрайней, разноцветной целиной. Шагнуть пешком можно куда попало, а можно открыть карту и воспользоваться телепортом, игнорируя красоту междугородних прерий. В Stoked эта особенность выражается тем, что здесь изначально доступна целая гора во весь свой необъятный размер, правда, лишь одна её грань, как если бы она была четырёхгранной, словно пирамида. По этой грани разбросана большая куча различных испытаний. Так вот, можно либо спрыгнуть с вертолёта на самой вершине и прокатиться по всей высоте горы до самого низа, цепляясь при этом за попадающиеся на глаза испытания, либо выбрать в перечне нужный тест и сразу перейти к его выполнению. Звучит заманчиво, особенно если учесть, что горы не выдуманы и естественным образом огромны.
Структура самих же испытаний и сопряжённых с ними вещей такова. Прежде чем заинтересовать прессу и тем самым усложнить себе жизнь, надо научиться делать фундаментальные движения телом и со всем свыкнуться, для чего, слава богу, есть обучение. Основных трюков немного: ollie, grab, spin да flip. Четыре элементарных фокуса с доской в самых разных сочетаниях рождают десятки незатейливых комбинаций, у каждой из которых имеется загадочное наименование. К примеру, «Chicken Salad» – замечательный набор слов, поди догадайся, что он означает! Это забавно, но в то же время заковыристо: подобной ерунды в местном лексиконе хоть отбавляй, а любезные тренеры в лице, кстати, реальных спортсменов, удосуживаются пояснять самую малую часть. Будто китайская грамота, весь мудрёный мир сноубординга вручается в объятия ошеломлённого такой резкостью игрока, а он, не зная языка и будучи вообще не при делах, обязан прочесть.
Всё это, конечно, дело времени - при подобающем упорстве можно стать натуральным гуру фрирайда. Судьба на протяжении всей карьеры будет подсовывать самые разные проверки на прочность, которые условно делятся на два вида: стремительные спуски на время и прыжки с трамплинов на очки. Однажды вас заметят репортёры и предложат выполнять изощрённые комбинации для фотографий. За это поощряют очками влияния, а от их количества зависит обилие и авторитетность предложений. Экономики нет; есть своеобразный гардероб и бедный на красоту фотоальбом, и ни то, ни другое, к сожалению, не сильно мотивируют к прохождению.
Впрочем, настало время признаться, что серьёзных мотивов к искривлению осанки и кремации нервных клеток здесь, в общем-то, нет. Довольно затруднительное и долгое размышление в конечном счёте таки привело к выводу: физика плохая; к ней не привыкаешь до конца и вечно ошибаешься, негодуя тем, как нелепо кривляется персонаж в прыжке и вечно упирается в камни, минуя тонкий проезд. При этом кривенько работает камера, а система управления всякого рода опциями просто ужасна – действия подвешены на клавиши, о которых никогда не думаешь, и, среди прочего, кнопок выбора здесь две!
Хотя временами держит музыка, но чаще треки друг с другом диссонируют. Понимаете, здесь в одной конуре уживаются настоящее электро и не менее настоящий рок. Всё бы ничего, но резвую динамику игры многие из песен напрочь губят своей заунывностью. Никакой гармонии, на этом этапе мнение обретает законченные черты.
Выходит, что плохо если не всё, то почти. Ценность для фанатов имеют разве что гнусавые голоса знаменитостей и дополнительные материалы с их реальными покатушками. Ну и про графику забыли – она достойна похвалы, но пейзажами любуешься недолго.